УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ «Гавриловская ООШ» от 31.08.2020 г. № 110 -о.д. ПОЛОЖЕНИЕ о выявлении и поддержке лиц, проявивших выдающиеся способности, оказания содействия в получении такими лицами образования, а также организации дальнейшей работы с такими лицами в МБОУ «Гавриловская основная общеобразовательная школа» (МБОУ «Гавриловская ООШ») ПРИНЯТО Управляющим Советом МБОУ «Гавриловская ООШ» протокол от 31.08.2020 г. №3 ПРИНЯТО Педагогическим советом МБОУ «Гавриловская ООШ» протокол от 31.08.2020 г. № 5 1.Общие положения 1. Положение о выявлении и поддержке лиц, проявивших выдающиеся способности, оказания содействия в получении такими лицами образования, а также организации дальнейшей работы с таким лицами определяет порядок выявления детей, проявивших выдающиеся способности (далее - одаренные дети) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гавриловская основная общеобразовательная школа», а также порядок сопровождения их дальнейшего развития одаренных детей (далее - Положение). Настоящее Положение о работе с одаренными детьми ориентировано на развитие интеллектуальных, физических, художественных, творческих и коммуникативных способностей обучающихся в МБОУ «Гавриловская ООШ» (далее Школа). Положение составлено в соответствии с: - Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», - Постановлением Правительства РФ от 17.11.2015 № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития», - Уставом Школы. Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Целью работы с одаренными детьми является создание условий для оптимального развития детей. Для достижения цели ставятся следующие задачи: - выявление одаренных детей с использованием различной диагностики, определение типов одаренности учащихся; - составление индивидуальных маршрутов одаренных учащихся; - работа педагогов по индивидуальным маршрутам; - использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей; - отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно – исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности; - организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности; - организация работы по психолого–педагогическому сопровождению семей; - поощрение учащихся и педагогов за достигнутые результаты, - развитие у одаренных детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях. Работа с одаренными учащимися проводится согласно индивидуальным маршрутам и планам на текущий учебный год. Работа может быть организована как индивидуально, так и в группах. Работа с одаренными учащимися начинается с 1 сентября текущего года и заканчивается вместе с окончанием учебно-воспитательного процесса в Школе. Заместитель директора по УВР осуществляет общее руководство работой с одаренными учащимися. Учителя - предметники, классные руководители, руководитель кружков и секций осуществляют сопровождение одаренных обучающихся. Работа с детьми, имеющими ярко выраженные способности, проводится в форме кружков, предметных олимпиад, турниров, конкурсов, выставок, спартакиад, участия в праздниках, самостоятельного создания продуктов детского творчества, индивидуальных и групповых занятий. В работе с детьми в урочное время, имеющими ярко выраженные способности, оптимальными считаются дифференцированные и индивидуально – личностные технологии, использование исследовательского и проектного метода. 2. Принципы работы с одаренными детьми Индивидуализация обучения - наличие индивидуального плана обучения учащихся. Принцип опережающего обучения. Принцип комфортности в любой деятельности. Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей одаренных учащихся. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности. Принцип развивающего обучения. Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя. Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества. 3. Участники реализации работы с одаренными обучающимися Участниками реализации работы с одаренными учащимися являются: Администрация школы (директор, заместители); Руководители школьных методических объединений; Учителя – предметники; Классные руководители; Руководитель кружка и секций; Родители одаренных учащихся; Педагог – психолог; Одаренные учащиеся. 4. Формы проведения мониторинга работы с одаренными учащиеся Формы Периодичность Предметные олимпиады 1 раз в год Творческие отчеты учителей из опыта работы с Методический день одаренными детьми. Внутришкольный контроль. По годовому плану Творческие отчеты кружков и спортивных 1 раз в год секций. Тематические конкурсы, выставки. По годовому плану Интеллектуальные предметные и творческие По годовому плану конкурсы Проектная деятельность В течение года 5. Организация и функциональное обеспечение работы с одаренными обучающимися 5.1. Функции директора: • Планирование в годовом плане работы учреждения отдельного раздела по работе с одаренными детьми и контроль за его выполнением участниками образовательного процесса. • Материальное стимулирование педагогов, осуществляющих работу с одаренными обучающимися, а также имеющих высокие результаты участия учащихся в различных конкурсах. 5.2. Функции заместителей директора по УВР: • Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данного положения. • Организация и проведение семинаров по проблемам работы с одаренными детьми. • Координация действий учителей, работающих с одаренными детьми. • Помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одаренных детей. • Сбор банка данных по одаренным детям. 5.3. Функции руководителя МО: Планирование и проведение школьных предметных дней и олимпиад. Разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам. Оформление материалов по работе с одаренными детьми на стенде. Руководство подготовкой творческих отчетов учителей, работающих с одаренными детьми. 5.4. Функции учителей – предметников: • Выявление одаренных детей по своим предметам. • Корректировка программ и тематических планов для работы с одаренными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней. • Организация индивидуальной работы с одаренными детьми. • Подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и районного уровня. • Отбор и оформление в течение года достижений одаренных детей для предъявления на общешкольном родительском собрании- конференции. • Оформление своего опыта работы с одаренными детьми в виде творческого отчета для предъявления на педсовете. • Консультирование родителей одаренных детей по вопросам развития способностей их детей по предмету. 5.5. Функции классных руководителей: • Выявление детей с общей одаренностью. • Оформление в дневниках классных руководителей сводной таблицы по видам (областям) одаренности детей, используя данные своих диагностик и наблюдений, учителей-предметников, руководителей кружков, родителей. • Планирование воспитательной работы в классе с учетом реализации одаренными детьми класса своих способностей. 5.6. Функции руководителей кружков и секций: • Выявление одаренных обучающихся. • Предоставление необходимой информации классным руководителям. •Консультирование родителей. 6. Показатели эффективности деятельности педагога при работе с детьми, проявившими выдающиеся способности 1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей. 2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности. 3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем. 4. Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.