РП ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8-9 КЛАССЫ

Приложение к основной
общеобразовательной программе
основного общего образования
МБОУ «Гавриловская ООШ»,
утвержденной
приказом от 31.08.2021г.
№ 96 – о.д.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Основам безопасности жизнедеятельности
8-9 классы

Разработана учителем ОБЖ
первой квалификационной категории
Костылевой Еленой Сергеевной

п. Гаврилово

1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса.

2. Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий,
основных видов учебной деятельности.
3.

Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

Рабочая программа разработана в соответствии с:
требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 № 1897), с учетом Основной образовательной программы основного общего образования
МБОУ «Гавриловская основная общеобразовательная школа»;
примерной программы (примерная основная образовательная программа основного общего
образования, одобрена решением федерального учебно – методического объединения по общему
образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15) и обеспечена УМК по предмету «Основы
безопасности жизнедеятельности» для 8-9 классов, созданных коллективом авторов под
руководством Смирнова А.Т., Хренникова Б.О.

1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Основы комплексной безопасности
Выпускник научится:
• классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики,
расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации природного и техногенного
характера, наиболее вероятные для региона проживания;
• анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в
повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров,
дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды,
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных
ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности
жизнедеятельности населения страны в современных условиях;
• формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной
безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и
водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной
окружающей среды;
• разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; план
самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспечению безопасности
отдыха; план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций с учѐтом особенностей
обстановки в регионе;
• руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам
безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Выпускник получит возможность научиться:
• систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в
области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности
России в современном мире; раскрывать на примерах влияние последствий чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской
Федерации;
• прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их

характерным признакам;
• характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры
безопасности жизнедеятельности у населения страны;
• проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности
жизнедеятельности для защищѐнности личных жизненно важных интересов от внешних и
внутренних угроз.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Выпускник научится:
• характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Российской
Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; объяснять необходимость
подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между нравственной и
патриотической проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов;
• характеризовать РСЧС:
классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС по защите населения страны от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обосновывать предназначение
функциональных и территориальных подсистем РСЧС; характеризовать силы и средства,
которыми располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера;
• характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной
безопасности России: классифицировать основные задачи, возложенные на гражданскую оборону
по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать
факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в современных условиях;
характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан РФ в области гражданской
обороны;
• характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России
по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; давать
характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное реагирование при
возникновении чрезвычайных ситуаций;
• характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
• анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные
мероприятия, которые она в себя включает;
• описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе
проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера;
• описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения
чрезвычайной ситуации;
• анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию современных
технических средств для информации населения о чрезвычайных ситуациях;
• характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать виды эвакуации; составлять
перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации;
• характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения как
совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации;
• анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно- спасательных работах
в очагах поражения;
• описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных работ;
• моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе

проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (в театре, библиотеке и
др.), дома.
• негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;
• характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьѐзную
угрозу личности, обществу и национальной безопасности России;
• анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию
терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по
противодействию терроризму;
• воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию
антитеррористического поведения и антиэкстримистского мышления;
• обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии
идеологии терроризма и экстремизма;
• характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и
экстремистской деятельности;
• моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта.
Выпускник получит возможность научиться:
• формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите
учащихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
• подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по
защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»;
• обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности
жизнедеятельности у населения Российской Федерации»;
• различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, для
защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классифицировать их по
предназначению и защитным свойствам.
• формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии
насилия;
• формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в
террористическую деятельность;
• формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и
терроризму;
• использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве для
выработки осознанного негативного отношения к любым видам нарушений общественного
порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым видам экстремистской и
террористической деятельности.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Основы здорового образа жизни
Выпускник научится:
• характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную
систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его
духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как
средство физического совершенствования;
• анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать
нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья;
• классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать
факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.), и
их возможные последствия;
• систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья
личности и общества; формировать личные качества, которыми должны обладать молодые люди,

решившие вступить в брак;
• анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации; описывать и
комментировать основы семейного законодательства в Российской Федерации; объяснить роль
семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспечения демографической
безопасности государства.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для
сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и
социальной составляющих.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Выпускник научится:
• характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их
возможные последствия для здоровья;
• анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет
своевременно оказана первая помощь;
• характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства,
используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при
оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся
в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать еѐ средства в
конкретных ситуациях;
• анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в условиях
чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений; выполнять в паре/втроѐм приѐмы
оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений.
Выпускник получит возможность научиться:
 готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при
наиболее часто встречающихся в быту опасных ситуаций.
 самостоятельно определять цели своего обучения и планировать пути их достижения, в том
числе альтернативные в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения личной
безопасности в повседневной жизнедеятельности, в опасных и чрезвычайных ситуациях;
 самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения в области
безопасности жизнедеятельности для обеспечения личной безопасности в повседневной
жизнедеятельности, в опасных и чрезвычайных ситуациях;
 самостоятельно соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий
в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией при формировании современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
 самостоятельно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения при формировании современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
 безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
 классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в

туристических поездках;
 готовиться к туристическим поездкам;
 адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;
 анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления
людей;
 анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
 безопасно вести и применять права покупателя;
 безопасно использовать ресурсы интернета;
 анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;
 предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и
наркотическую деятельность;
 выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;
 анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья;
 анализировать состояние своего здоровья;
 характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека;
 классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов,
регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;
 владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании
современной культуры безопасности жизнедеятельности;
 классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
 оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;
 оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
 оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;
 оказывать первую помощь при коме;
 оказывать первую помощь при поражении электрическим током;
 организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками для достижения целей в ходе изучения основ безопасности
жизнедеятельности;
 работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учета интересов при формировании современной культуры
безопасности жизнедеятельности;
 взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время
моделирования возможных опасных и чрезвычайных ситуаций;
 слушать собеседника, понимать его точку зрения и признавать право другого человека на иное
мнение при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
 осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности
при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
 передавать содержание прослушанного, прочитанного текста в сжатом или развернутом
виде при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
 выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем в соответствии с

задачей, сферой и ситуацией общения при формировании современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
 перефразировать свою мысль (объяснить «иными словами») при формировании
современной культуры безопасности жизнедеятельности;
 формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение для достижения целей и решения
задач при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
 владеть устной и письменной речью, монологической и диалогической речью при
формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
 использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности
жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие
базы данных;
 воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать
индивидуальные подходы в различных ситуациях для обеспечения личной безопасности в
повседневной жизнедеятельности, в опасных и чрезвычайных ситуациях;
 осуществлять самостоятельный поиск, отбор и анализ необходимой информации в области
безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых
информационных технологий для решения учебных и познавательных задач;
 самостоятельно развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности в
области безопасности жизнедеятельности для обеспечения личной безопасности в
повседневной жизнедеятельности, в опасных и чрезвычайных ситуациях;
 определять понятия, создавать обобщения и сравнения, устанавливать аналогии в области
безопасности жизнедеятельности;
 классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации в
области безопасности жизнедеятельности;
 устанавливать причинно-следственные связи в области безопасности жизнедеятельности;
 строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения
личной безопасности в
 повседневной жизнедеятельности, в опасных и чрезвычайных ситуациях;
 создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач в области безопасности жизнедеятельности;
 усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
 исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и
чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для
доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
 творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности
жизнедеятельности.

2. Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных
занятий, основных видов учебной деятельности
Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности
в
повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного
поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания
является достаточным для формирования
у обучающихся на второй
ступени
общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.
В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о
чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и
мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается
также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию
навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе 8 и 9 класс
предназначен для:
 Формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в
повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека.
 Выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности,
безопасности окружающих.
 Приобретение учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и
угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с
учетом их возможностей.
 Формирование у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения.
Отрицательного отношения к приѐму психоактивных веществ, в том числе и
наркотиков.
Структура
предмета «Основы
безопасности
жизнедеятельности»
при
модульном
построении содержания образования включает в себя два учебных модуля и четыре раздела.
  Раздел 1.Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;
Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре в доме. Изучение причин возникновения
пожаров в жилых и общественных зданиях и сооружеиях. Меры пожарной безопасности. Правила
безопасного поведения при пожаре в доме, на транспорте.
ЧС на транспорте. Правила безопасного поведения в условиях дорожного движения. Правила
безопасного поведения на транспорте.
Правила безопасного поведения на воде. Опасность водоѐмов в разное время года. Оказание
самопомощи и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
Нарушение экологического равновесия. Краткая характеристика состояния окружающей среды.
Правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных районах.
Безопасное поведение в быту. Правила безопасного поведения при пользовании
электроприборами, бытовой химией, газовыми плитами, электроинструментами и другой бытовой
техники.
Безопасное поведение в криминогенных ситуациях. Правила профилактики и самозащиты
от нападения насильников. Самооценка поведения. Психологические приѐмы самозащиты.
Терроризм. Поведение человека при захвате его в заложники. Меры безопасности при
освобождении заложников сотрудниками спецслужб.
Правила безопасного поведения в толпе. Психология толпы. Безопасное поведение во время

паники.
Автономное существование человека в природных условиях. Правила безопасного поведения.
Оборудование временного жилища. Способы добывания огня, воды, пищи. Правила
ориентирования на местности.
 Раздел 2.Основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях
природного и техногенного характера;
ЧС природного характера. Правила безопасного поведения. Информация о землетрясениях, их
последствиях и безопасном поведении при таких ЧС.
Вулканы. Их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при извержении
вулкана и при проживании в вулканической зоне.
Оползни, сели, обвалы, снежные лавины. Правила безопасного поведения при
заблаговременном оповещении, во время и после схода, а также безопасного выхода из зоны
стихийного бедствия.
Ураганы, бури, смерчи и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при
заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча, а также во время и
после стихийного бедствия.
Наводнения. Их поражающие факторы, правила безопасного поведения при заблаговременном
оповещении и действия во время наводнения , а также после стихийного бедствия.
Цунами. Их поражающие факторы, правила безопасного поведения заблаговременном оповещении
и действия во время цунами, а также после стихийного бедствия. Природные пожары (лесные,
торфяные, степные) и их характеристика. Предупреждение природных пожаров, правила
безопасного поведения при их возникновении. ЧС техногенного характера.
Промышленные аварии и катастрофы. Причины их возникновения. Потенциально опасные
объекты и их характеристика.
Аварии на радиационно- опасных объектах, их последствия. Правила безопасного поведения при
радиационных ЧС.
Промышленные
аварии
с
выбросом
АХОВ.
Химически
опасные
объекты,
аварийно-химические опасные вещества, их характеристика и поражающие факторы. Защита
населения от АХОВ.
Пожары и взрывы. Их характеристика. Правила безопасного поведения при пожарах и
взрывах.
Гидродинамические аварии. Правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения
при гидродинамической аварии.
Организация защиты населения при авариях и катастрофах техногенного характера. Эвакуация
населения из зоны ЧС.
Основы здорового образа жизни;
  Раздел 3. Основы здорового образа жизни. Основные понятия ЗОЖ. О вредных
привычках и их негативном действии на организм человека.
 Раздел 4. Оказание первой помощи пострадавшим. Первая помощь при травмах и
переломах.

Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы
8 класс
№ п/п
1.

2.

Наименование темы
Обеспечение личной безопасности в повседневной
жизни

Количество часов
12

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного
17
характера
Основы здорового образа жизни

3.

2
Оказание первой медицинской помощи

4.

3

Итого

34

1
2
3
Итого

9 класс
Основы безопасности личности, общества и
государства
Основы здорового образа жизни
Основы медицинских знаний и оказания первой
медицинской помощи

24
8
2
34


Наверх

горячая линия

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».