Приложение к основной общеобразовательной программе основного общего образования МБОУ «Гавриловская ООШ», утвержденной приказом от 31.08.2021г. № 96 – о.д. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Основам безопасности жизнедеятельности 8-9 классы Разработана учителем ОБЖ первой квалификационной категории Костылевой Еленой Сергеевной п. Гаврилово 1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса. 2. Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности. 3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы. Рабочая программа разработана в соответствии с: требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897), с учетом Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гавриловская основная общеобразовательная школа»; примерной программы (примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобрена решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15) и обеспечена УМК по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8-9 классов, созданных коллективом авторов под руководством Смирнова А.Т., Хренникова Б.О. 1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса Основы комплексной безопасности Выпускник научится: • классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания; • анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; • выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях; • формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды; • разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха; план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций с учѐтом особенностей обстановки в регионе; • руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Выпускник получит возможность научиться: • систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире; раскрывать на примерах влияние последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации; • прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам; • характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны; • проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищѐнности личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций Выпускник научится: • характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между нравственной и патриотической проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов; • характеризовать РСЧС: классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обосновывать предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС; характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; • характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной безопасности России: классифицировать основные задачи, возложенные на гражданскую оборону по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в современных условиях; характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан РФ в области гражданской обороны; • характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций; • характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; • анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает; • описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; • описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации; • анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию современных технических средств для информации населения о чрезвычайных ситуациях; • характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать виды эвакуации; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации; • характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения как совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации; • анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно- спасательных работах в очагах поражения; • описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных работ; • моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (в театре, библиотеке и др.), дома. • негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности; • характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьѐзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России; • анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму; • воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и антиэкстримистского мышления; • обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма; • характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и экстремистской деятельности; • моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта. Выпускник получит возможность научиться: • формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; • подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»; • обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у населения Российской Федерации»; • различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам. • формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия; • формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность; • формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму; • использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве для выработки осознанного негативного отношения к любым видам нарушений общественного порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым видам экстремистской и террористической деятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Основы здорового образа жизни Выпускник научится: • характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования; • анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья; • классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия; • систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья личности и общества; формировать личные качества, которыми должны обладать молодые люди, решившие вступить в брак; • анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации; описывать и комментировать основы семейного законодательства в Российской Федерации; объяснить роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспечения демографической безопасности государства. Выпускник получит возможность научиться: • использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи Выпускник научится: • характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья; • анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь; • характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать еѐ средства в конкретных ситуациях; • анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений; выполнять в паре/втроѐм приѐмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений. Выпускник получит возможность научиться: готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту опасных ситуаций. самостоятельно определять цели своего обучения и планировать пути их достижения, в том числе альтернативные в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения личной безопасности в повседневной жизнедеятельности, в опасных и чрезвычайных ситуациях; самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения личной безопасности в повседневной жизнедеятельности, в опасных и чрезвычайных ситуациях; самостоятельно соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности; самостоятельно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности; безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста; классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках; готовиться к туристическим поездкам; адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках; анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей; анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера; безопасно вести и применять права покупателя; безопасно использовать ресурсы интернета; анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма; предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность; выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья; анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья; анализировать состояние своего здоровья; характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека; классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности; классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи; оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях; оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях; оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности; оказывать первую помощь при коме; оказывать первую помощь при поражении электрическим током; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками для достижения целей в ходе изучения основ безопасности жизнедеятельности; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности; взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время моделирования возможных опасных и чрезвычайных ситуаций; слушать собеседника, понимать его точку зрения и признавать право другого человека на иное мнение при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности; передавать содержание прослушанного, прочитанного текста в сжатом или развернутом виде при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности; выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем в соответствии с задачей, сферой и ситуацией общения при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности; перефразировать свою мысль (объяснить «иными словами») при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение для достижения целей и решения задач при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности; владеть устной и письменной речью, монологической и диалогической речью при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности; использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных; воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы в различных ситуациях для обеспечения личной безопасности в повседневной жизнедеятельности, в опасных и чрезвычайных ситуациях; осуществлять самостоятельный поиск, отбор и анализ необходимой информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения учебных и познавательных задач; самостоятельно развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения личной безопасности в повседневной жизнедеятельности, в опасных и чрезвычайных ситуациях; определять понятия, создавать обобщения и сравнения, устанавливать аналогии в области безопасности жизнедеятельности; классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации в области безопасности жизнедеятельности; устанавливать причинно-следственные связи в области безопасности жизнедеятельности; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения личной безопасности в повседневной жизнедеятельности, в опасных и чрезвычайных ситуациях; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач в области безопасности жизнедеятельности; усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности; творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности. 2. Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности. В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе 8 и 9 класс предназначен для: Формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека. Выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих. Приобретение учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом их возможностей. Формирование у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения. Отрицательного отношения к приѐму психоактивных веществ, в том числе и наркотиков. Структура предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания образования включает в себя два учебных модуля и четыре раздела. Раздел 1.Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни; Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре в доме. Изучение причин возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях и сооружеиях. Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в доме, на транспорте. ЧС на транспорте. Правила безопасного поведения в условиях дорожного движения. Правила безопасного поведения на транспорте. Правила безопасного поведения на воде. Опасность водоѐмов в разное время года. Оказание самопомощи и взаимопомощи терпящим бедствие на воде. Нарушение экологического равновесия. Краткая характеристика состояния окружающей среды. Правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных районах. Безопасное поведение в быту. Правила безопасного поведения при пользовании электроприборами, бытовой химией, газовыми плитами, электроинструментами и другой бытовой техники. Безопасное поведение в криминогенных ситуациях. Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников. Самооценка поведения. Психологические приѐмы самозащиты. Терроризм. Поведение человека при захвате его в заложники. Меры безопасности при освобождении заложников сотрудниками спецслужб. Правила безопасного поведения в толпе. Психология толпы. Безопасное поведение во время паники. Автономное существование человека в природных условиях. Правила безопасного поведения. Оборудование временного жилища. Способы добывания огня, воды, пищи. Правила ориентирования на местности. Раздел 2.Основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; ЧС природного характера. Правила безопасного поведения. Информация о землетрясениях, их последствиях и безопасном поведении при таких ЧС. Вулканы. Их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при извержении вулкана и при проживании в вулканической зоне. Оползни, сели, обвалы, снежные лавины. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении, во время и после схода, а также безопасного выхода из зоны стихийного бедствия. Ураганы, бури, смерчи и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча, а также во время и после стихийного бедствия. Наводнения. Их поражающие факторы, правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении и действия во время наводнения , а также после стихийного бедствия. Цунами. Их поражающие факторы, правила безопасного поведения заблаговременном оповещении и действия во время цунами, а также после стихийного бедствия. Природные пожары (лесные, торфяные, степные) и их характеристика. Предупреждение природных пожаров, правила безопасного поведения при их возникновении. ЧС техногенного характера. Промышленные аварии и катастрофы. Причины их возникновения. Потенциально опасные объекты и их характеристика. Аварии на радиационно- опасных объектах, их последствия. Правила безопасного поведения при радиационных ЧС. Промышленные аварии с выбросом АХОВ. Химически опасные объекты, аварийно-химические опасные вещества, их характеристика и поражающие факторы. Защита населения от АХОВ. Пожары и взрывы. Их характеристика. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Гидродинамические аварии. Правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии. Организация защиты населения при авариях и катастрофах техногенного характера. Эвакуация населения из зоны ЧС. Основы здорового образа жизни; Раздел 3. Основы здорового образа жизни. Основные понятия ЗОЖ. О вредных привычках и их негативном действии на организм человека. Раздел 4. Оказание первой помощи пострадавшим. Первая помощь при травмах и переломах. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы 8 класс № п/п 1. 2. Наименование темы Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни Количество часов 12 Чрезвычайные ситуации природного и техногенного 17 характера Основы здорового образа жизни 3. 2 Оказание первой медицинской помощи 4. 3 Итого 34 1 2 3 Итого 9 класс Основы безопасности личности, общества и государства Основы здорового образа жизни Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи 24 8 2 34