Образовательные стандарты

09.04.2021

Образовательные стандарты

С полной редакцией федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования можно ознакомиться, пройдя по ссылке

Вашему вниманию предлагаем «ФГОС дошкольного образования в вопросах и ответах»

С 01.01.2014г. вступили в действие 

«Федеральные государственные образовательные стандарты
дошкольного образования».

Какой документ отменяется в связи с введением ФГОС дошкольного образования?

— «ФГОС дошкольного образования» утверждены Приказом Министерства образования науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 и вступили в силу с 01 января 2014 г.

— Утратили силу Приказы Министерства образования науки РФ от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования», от 20 июля 2011 г. №2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Что такое «ФГОС дошкольного образования» и для чего он нужен? (п.1.1.)

— ФГОС – это совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
— ФГОС – это предмет регулирования отношений в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.

На основе каких документов разработан ФГОС дошкольного образования? Какие принципы лежат в их основе? Что учитывается в Стандарте? (п.1.2, п.1.3)

— ФГОС ДО разработан на основе Конституции РФ и законодательства РФ, с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.
— В их основе заложены принципы:
1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства …
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей…
3) уважение личности ребенка;
4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
— В Стандарте учитываются:
1) индивидуальные потребности ребенка…
2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Основные принципы дошкольного образования (п. 1.4)
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей.
Цели ФГОС ДО (п.1.5)
— Стандарт направлен на достижение следующих целей:
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Задачи ФГОС ДО (п.1.6)
— Стандарт направлен на решение следующих задач:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса,
психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных
программ дошкольного и начального общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом
образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

II. ТРЕБОВАНИЯ
К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ОБЪЕМУ

2.1. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и
физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6 Стандарта.
2.2. Структурные подразделения в одной Организации (далее -Группы) могут реализовывать разные Программы.
2.3. Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
2.4. Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
2.5. Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ.
Направления развития и образования детей (образовательные области) (п.2.6)
— Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования:
· социально-коммуникативное развитие;
· познавательное развитие;
· речевое развитие;
· художественно-эстетическое развитие;
· физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование
познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании,
ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. 

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной,
музыкальной и др.). Хочу такой сайт

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением
основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление
целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

От чего зависит содержание образовательных областей, чем оно определяется и как реализуется?
(п.2.7)

— Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности)

Виды деятельности для каждого возраста.

В младенческом возрасте (2 месяца — 1 год) — непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;

в раннем возрасте (1 год — 3 года) — предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

для детей дошкольного возраста (3 года — 8 лет) — ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских
музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Аспекты образовательной среды (п.2.8)

1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
2) характер взаимодействия со взрослыми;
3) характер взаимодействия с другими детьми;
4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе
самому.

1. Из скольких частей состоит Общеобразовательная Программа? Что предполагает каждая из них? (п.2.9)
— Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации
требований Стандарта.

— Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/ил и культурных практиках (парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

2. На что должна быть ориентирована Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений? (п.2.11.1)

— Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности,
может быть ориентирована на: 

  • специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется
    образовательная деятельность;
  • выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые
    в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям
    педагогического коллектива;
  • сложившиеся традиции Организации или Группы.
    3. Определите содержание коррекционной работы по ФГОС ДО. Что подразумевается под созданием «специальных условий»? (п.2.11.2)
  • — Раздел коррекционной работы должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
    4. На что должна быть направлена коррекционная работа и/или инклюзивное образование и что она должна учитывать? (п.2.11.2)
  • — Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:
    1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными
    возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
    2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
    Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями
    здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности, должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.
    5. Какие требования предъявляются к «созданию социальной ситуации развития» для участников образовательных отношений и на что они направлены? (п.3.1)
    — Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного,
    познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
    — Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников
    образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
    1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
    2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
    3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;
    4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
    5) обеспечивает открытость дошкольного образования;
    6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
    6. Какие требования предъявляются к психолого-педагогическим условиям реализации основной общеобразовательной программы? (п.3.2.1)
    — Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого -педагогические условия:
    1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их
    положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
    2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
    3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
    ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
    4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и
    взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
    5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
    6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
    7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
    8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их
    здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
    7. Может ли проводиться оценка индивидуального развития детей? Для чего могут быть использованы результаты педагогической иагностики? (п.3.2.3)
    — При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
    — Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
    1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
    2) оптимизации работы с группой детей.
    8. Для чего используется психологическая диагностика и какие требования к ней предъявляются? (п.3.2.3)
    — При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
    Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей
    (законных представителей).
    Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
    9. Определите условия, необходимые для реализации социальной ситуации развития. (п.3.2.5)
    — Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей
    специфике дошкольного возраста, предполагают:
    1) обеспечение эмоционального благополучия через:
    -непосредственное общение с каждым ребенком;
    -уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
    2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
    -создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
    -создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
    -недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах
    деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
    3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
    -создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе
    принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
    -развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
    -развитие умения детей работать в группе сверстников;
    4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития,
    проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее — зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
    -создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
    -организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
    -поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
    -оценку индивидуального развития детей;
    5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка,
    непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
    10. Какие условия и для кого необходимы в целях эффективной реализации Программы? (п.3.2.6)
    — В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для:
    1) профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;
    2) консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации);
    3) организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
    11. Каким нормативным документом регламентируется максимально допустимый объем образовательной нагрузки? (п.3.2.9)
    — Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный №28564).
    12. Какие требования предъявляются к развивающей предметно-пространственной среде?
    На что она должна быть направлена и что должна обеспечивать? (п.3.3.1, п.3.3.2, п.3.3.3)
    — Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
    — Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
    13. Какой должна быть развивающая предметно-пространственная среда? (п.3.3.4)
    — Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно -насыщенной,
    трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
    14. Какие требования предъявляются к кадровым условиям реализации Программы? (п.3.4)
    — Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно — вспомогательными, административно-хозяйственными работниками Организации. В реализации Программы могут также участвовать научные работники Организации. Иные работники Организации, в том числе осуществляющие финансовую и хозяйственную деятельности, охрану жизни и здоровья детей, обеспечивают реализацию Программы.
    — Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать
    квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики
    должностей работников образования».
    — Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей.
    15. Какие требования предъявляются к материально-техническим условиям реализации программы? (п.3.5)
    — Требования к материально-техническим условиям реализации Программы включают:
    1) требования, определяемые в соответствии с санитарно -эпидемиологическими правилами и нормативами;
    2) требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;
    3) требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
    4) оснащенность помещений развивающей предметно -пространственной средой;
    5) требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно -методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
    16. Что такое «целевые ориентиры»? (п.4.1)
    — Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально -нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
    17. Какие требования предъявляются к целевым ориентирам дошкольного образования? (п.4.2, п.4.3, 4.4)
    — Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу.
    — Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными
    достижениями детей.
    — Настоящие требования являются ориентирами для:
    а) построения образовательной политики;
    б) решения задач:
    формирования Программы;
    анализа профессиональной деятельности;
    взаимодействия с семьями;
    в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;
    г) информирования родителей.
    18. Что относится к целевым ориентирам дошкольного образования? (п.4.6)
    — К целевым ориентирам дошкольного образования относятся социально-нормативные возрастные
    характеристики возможных достижений ребенка:
    — Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте…
    — Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования…

Целевые ориентиры образования
в младенческом и раннем возрасте:

  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в
    достижении результата своих действий; 
  • использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет
    простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; 
  • владеет активной речью, включенной в общение; 
  • может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых;
  • знает названия окружающих предметов и игрушек; 
  • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
  • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
  • у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры
на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской
    деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; 
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; 
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными
    знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Наверх

горячая линия

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».