Программа выявления одарённости и работы с одарёнными детьми в ДО

Содержание:
Стр.
1. Программа выявления одаренности и работы с одаренными детьми

3

2. Приложения
1. Опросник для родителей (законных представителей)

5

2. Мониторинг развития детей

6

3. План работы

22

2

1. Пояснительная записка
1.1. Программа выявления одаренности и работы с одаренными детьми дошкольного отделения
муниципального бюджетного обшеобразовательного учреждения «Гавриловская ООШ» (далее
по тексту – ДО МБОУ) регулирует работу по выявлению одаренности и работы с одаренными
детьми.
1.2. Настоящая Программа выявления одаренности и работы с одаренными детьми, Положение
о порядке проведения мониторинга развития одаренных детей (далее – Положение) ДО МБОУ
«Гавриловская ООШ» (далее по тексту – ДО МБОУ) разработано в соответствии и на основании
п.1, ч.5, ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»; п.12 Постановления Правительства РФ от 17.11.2015 №
1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности,
сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития»
1.3. Программа выявления одаренности и работы с одаренными детьми является обязательной
для всех участников образовательных отношений.
1.4. Срок данной программы не ограничен. Действует с даты утверждения приказом
руководителя МБОУ до принятия новой.
2. Цель работы с одаренными детьми
2.1. Создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их
самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
3. Задачи работы с одаренными детьми
3.1. Изучение природы детской одаренности;
3.2. Выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и способных,
создание условий для развития творческого потенциала личности таких воспитанников;
3.3. Работа с детьми, удовлетворяющей потребности, интересы детей;
3.4. Подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми;
3.5. Принятие активного участия в мероприятиях и конкурсах различного уровня.
4. Виды одарѐнности.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том
или ином виде деятельности.
Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности. К
выделенным видам одаренности относятся следующие:
2.1 Художественная одаренность
Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных кружках, изостудиях.
Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и
исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Эти дети
уделяют много времени, энергии, упражнениям, достижению мастерства в своей художественной
деятельности.
2.2 Общая интеллектуальная одаренность
Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают
основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые
способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.
2.3 Творческая одаренность
Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида
одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что
творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые
не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, A. M. Матюшкин
настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности – творческая: если нет творчества,
бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность
3

существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек
зрения такова, что одаренность порождается или способностью выдвигать новые идеи,
изобретать, или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.
Вместе с тем исследователи показывают, что дети с творческой направленностью нередко
обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и в то же время вызывают
отнюдь не положительные эмоции в окружающих людях:
• Отсутствие внимания к условностям и авторитетам;
• Большая независимость в суждениях;
• Тонкое чувство юмора;
• Отсутствие внимания к порядку и организации работы;
• Яркий темперамент.
2.4 Одарённость в физическом развитии.
Ребѐнок показывает высокие результаты при организации мониторинга физического
развития детей. Обладает высокими показателями развития здоровья и физических качеств.
5. Этапы работы с одаренными детьми.
1 этап Работа с родителями (законными представителями).
С целью определения подходов родителей (законных представителей) к данной проблеме
целесообразно проводить анкетирование, индивидуальные консультации, подбор научной и
практической литературы для родителей (законных представителей) по направлениям (Анкета приложение 1).
2 этап: Мониторинг развития детей.
Диагностические мероприятия по выявлению детской одаренности (Технологические
карты - приложение 2).
3 этап: Основной (реализация Программы).
- активное привлечение детей к участию в проектной деятельности;
- учет индивидуальных достижений воспитанников;
- организация выставок детского творчества;
- обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.
- привлечение ОД к активному участию в мероприятиях и конкурсах различного уровня.
4 этап: Констатирующий этап
- создание банка педагогического опыта в работе с одаренными детьми для педагогов ДО
МБОУ
- разработка методического материала по работе с одаренными детьми для родителей
воспитанников.
- создание банка грамот и дипломов воспитанников,
- создание банка детей, отличающихся специфичной одарѐнностью.
9. Предполагаемые результаты
- увеличение количества детей, активно проявляющих свои интеллектуальные или иные
способности;
- повышение качества образования и воспитания дошкольников в целом;
- положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад,
мероприятий различного уровнях

4

Приложение 1
ОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКА
Уважаемые родители (законные представители)!
Будем вам признательны за ответы на наши вопросы
Чтобы дать Вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей
вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов. Подумайте и
ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для
большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.
Да Нет
Затрудняюсь
ответить
Каждый вопрос начинается со слов «Нравится ли…»
1.
Решать логические задачи и задачи на сообразительность.
2.
Читать самостоятельно (слушать, когда ему читают) сказки,
рассказы, повести.
3.
Петь, музицировать.
4.
Заниматься физкультурой.
5.
Играть вместе с другими детьми в различные коллективные
игры.
6.
Читать (слушать, когда читают) рассказы о природе.
7.
Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить
пищу).
8.
Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми
незнакомыми словами.
9.
Изучать с техническим конструктором.
10. Играть в спортивные, подвижные игры.
11. Руководить играми детей.
12. Ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными,
насекомым.
13. Самостоятельно рисовать.
14. Ходить в магазин за продуктами.
15. Читать (или слушать) книги о технике, машинах,
космических кораблях и др.
16. Играть в игры с отгадыванием слов.
17. Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
18. Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
19. Разговаривать с новыми незнакомыми людьми.
20. Ухаживать за домашним аквариумом, содержать птиц,
животных (кошки, собаки и др.)
21. Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.
22. Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.
23. Знакомится с историей (посещать исторические музеи).
24. Самостоятельно, без побуждения взрослых, заниматься
различными видами художественного творчества.
25. Читать (слушать, когда читают) книги о спорте, смотреть
спортивные телепередачи.
26. Объяснять что-то другим детям или взрослым людям
(убеждать, спорить, доказывать свое мнение).
27. Ухаживать за домашними животными, растениями, помогать
им, лечить их и др.
28. Помогать взрослым, делать уборку в квартире (вытирать
5

пыль, подметать пол и т.п.)
29. Считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
30. Знакомиться
с
общественными
явлениями
в
и
международными событиями.
31. Принимать участие в играх- драматизациях, в постановке
спектаклей.
32. Заниматься спортом в секциях и кружках.
33. Помогать другим людям.
34. Работать в саду, на огороде, выращивать растения.
35. Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Итого

6

Приложение 2
МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Пояснительная записка
Обследование проводится комплексно, всесторонне. Кроме уровня интеллектуальных
способностей, учитывается уровень творческих способностей, уровень эмоционально-волевой
сферы.
Тесное сотрудничество педагогических работников и родителей помогает осуществить
комплексный подход в диагностике интеллектуального потенциала ребенка. Собранная
информация позволяет установить наличие признаков одаренности ребенка и степени ее
выраженности, помогает в создании особых условий для воспитания и дальнейшего развития
ребенка в зависимости от степени его дарования, а также поможет в оказании психологической
поддержки неординарному ребенку.
Мониторинг проводится с использование технологических карт.
Результаты диагностики заносятся в карту развития ребенка. В нее входят результаты
диагностики, рекомендации воспитателям, родителям, план индивидуальных занятий
(индивидуальный маршрут)
Намечается план развития ребенка с признаками одаренности для воспитателей, родителей
и специалистов.
В мае проводится повторное диагностическое обследование с целью определения динамики
уровня развития детей, развития психических процессов (памяти, внимания, мышления),
эмоционально-волевой сферы.
Сопровождение детей с признаками одаренности в детском саду можно осуществлять на
протяжении всего пребывания ребенка в Учреждении.
После этого они переходят в школу. Диагностическое изучение личностных особенностей
ребенка – взаимодействие воспитателей и специалистов Учреждения с учителями и
специалистами школы способствует дальнейшему развитию способностей выпускников в школе
и отслеживанию их успехов.

7

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гавриловская ООШ»
дошкольное отделение

Технологическая карта
Определение творческой одаренности
(художественная одаренность)

на _____________________ учебный год
Методика экспертных оценок по определению одарѐнных детей (А.А. Лосева)

Группа: _____________________________________________
Педагог: _____________________________________________

8

Ниже перечислены сферы, в которых ребенок может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики.
Оценка производится по 5-ти бальной системе каждой из указанных характеристик.
5 баллов – наивысшая степень
4 балла – выше среднего
3 балла – средняя степень
2 балла – ниже среднего
1 балл – низкая степень
Баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта суммируются.
Общее количество набранных баллов внутри одной области разделить на количество вопросов (в этой области) и полученное число
записать.
Результаты по всем областям сравнить между собой.
Выделить 3–4 наивысших показателя, и, ориентируясь на них,
необходимо создавать условия для развития способностей

9

Фамилия
имя
ребенка,
возраст

Проявляет
большой интерес
к серьезным
занятиям в
художественной
сфере

Серьезно
относится к
произведениям
искусства.
Становится
вдумчивым, когда
видит картину,
слышит музыку,
видит необычную
скульптуру

Художественная одаренность
Оригинален
Готов
в выборе
использовать
сюжета
какой-либо
(в рисунке,
новый материал
сочинении,
для
описании
изготовления
какого-либо
картины,
события),
рисунка,
составляет
композиции, в
оригинальные
работе с
композиции
ножницами,
клеем.

Охотно рисует,
лепит, создает
композиции,
имеющие
художественное
назначение
(украшение для
дома, одежды
и т. д.).

Интересуется
произведениями
искусства,
созданными
другими людьми.
Может дать свою
оценку и
попытается
воспроизвести
увиденное в своих
работах

Итоговый
показатель

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гавриловская ООШ»
дошкольное отделение

Технологическая карта
Определение творческой одаренности
(музыкальная одаренность)

на _____________________ учебный год
Методика экспертных оценок по определению одарѐнных детей (А.А. Лосева)

Группа: _____________________________________________
Педагог: _____________________________________________

11

Ниже перечислены сферы, в которых ребенок может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики.
Оценка производится по 5-ти бальной системе каждой из указанных характеристик.
5 баллов – наивысшая степень
4 балла – выше среднего
3 балла – средняя степень
2 балла – ниже среднего
1 балл – низкая степень
Баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта суммируются.
Общее количество набранных баллов внутри одной области разделить на количество вопросов (в этой области) и полученное число
записать.
Результаты по всем областям сравнить между собой.
Выделить 3–4 наивысших показателя, и, ориентируясь на них, необходимо создавать условия для развития способностей.

12

Фамилия
имя
ребенка,
возраст

Отзывается
очень
быстро и
легко на
ритм и
мелодии

Хорошо
поет

В пение или
танец
вкладывает
много
энергии и
чувств

Музыкальная одаренность
Любит
Может петь
В пении
музыкальные
вместе с
или музыке
занятия.
другими так,
выражает
Стремится
чтобы
свои
пойти туда, где
получалось
чувства,
можно слушать
слаженно и
состояние
музыку
хорошо

Сочиняет
оригинальные,
свои
собственные
мелодии

Хорошо
играет на
каком-нибудь
инструменте

Итоговый
показатель

13

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гавриловская ООШ»
дошкольное отделение

Технологическая карта
Определение творческой одаренности
(артистическая одаренность)

на _____________________ учебный год
Методика экспертных оценок по определению одарѐнных детей (А.А. Лосева)

Группа: _____________________________________________
Педагог: _____________________________________________

14

Ниже перечислены сферы, в которых ребенок может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики.
Оценка производится по 5-ти бальной системе каждой из указанных характеристик.
5 баллов – наивысшая степень
4 балла – выше среднего
3 балла – средняя степень
2 балла – ниже среднего
1 балл – низкая степень
Баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта суммируются.
Общее количество набранных баллов внутри одной области разделить на количество вопросов (в этой области) и полученное число
записать.
Результаты по всем областям сравнить между собой.
Выделить 3–4 наивысших показателя, и, ориентируясь на них, необходимо создавать условия для развития способностей.

15

Фамилия
имя
ребенка,
возраст

Легко входит
в роль
другого
персонажа,
человека

Меняет
тональность и
выражения
голоса, когда
изображает
другого
человека

Артистическая одаренность
Передает
Стремится вызывать
С большой
чувства
эмоциональные
легкостью
через
реакции у других
драматизирует,
мимику,
людей, когда о чемпередает чувства и
жесты,
либо с увлечением
эмоциональные
движения
рассказывают
переживания.

Понимает и
изображает
конфликтную
ситуацию, когда имеет
возможность
разыграть какую-либо
драматическую сцену

Итоговый
показатель

16

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гавриловская ООШ»
дошкольное отделение

Технологическая карта
Определение творческой одаренности
(литературная одаренность)

на _____________________ учебный год
Методика экспертных оценок по определению одарѐнных детей (А.А. Лосева)

Группа: _____________________________________________
Педагог: _____________________________________________

17

Ниже перечислены сферы, в которых ребенок может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики.
Оценка производится по 5-ти бальной системе каждой из указанных характеристик.
5 баллов – наивысшая степень
4 балла – выше среднего
3 балла – средняя степень
2 балла – ниже среднего
1 балл – низкая степень
Баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта суммируются.
Общее количество набранных баллов внутри одной области разделить на количество вопросов (в этой области) и полученное число
записать. Результаты по всем областям сравнить между собой.
Выделить 3–4 наивысших показателя, и, ориентируясь на них, необходимо создавать условия для развития способностей.

18

Фамилия
имя
ребенка,
возраст

Придумывает чтото новое и
необычное, когда
рассказывает о чемто уже знакомом и
известном всем.

Умеет хорошо
придерживаться
выбранного сюжета,
не теряет основную
мысль

Литературная одаренность
Умеет передать
Любит
эмоциональное
сочинять
состояние героев,
рассказы
их переживания и или сказки
чувства

Изображает
в своих
рассказах
героев живыми,
передает их
чувства и
настроения

Может легко
«построить»
рассказ, начиная от
завязки сюжета и
кончая
разрешением
какого-либо
конфликта

Итоговый
показатель

19

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гавриловская ООШ»
дошкольное отделение

Технологическая карта
Определение психомоторной одаренности
(Спортивная одаренность)

на _____________________ учебный год
Методика экспертных оценок по определению одарѐнных детей (А.А. Лосева)

Группа: _____________________________________________
Педагог: _____________________________________________

20

Ниже перечислены сферы, в которых ребенок может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики.
Оценка производится по 5-ти бальной системе каждой из указанных характеристик.
5 баллов – наивысшая степень
4 балла – выше среднего
3 балла – средняя степень
2 балла – ниже среднего
1 балл – низкая степень
Баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта суммируются.
Общее количество набранных баллов внутри одной области разделить на количество вопросов (в этой области) и полученное число
записать.
Результаты по всем областям сравнить между собой.
Выделить 3–4 наивысших показателя, и, ориентируясь на них, необходимо создавать условия для развития способностей.

21

Фамилия
имя
ребенка,
возраст

Развитая
двигательномоторная
координация

Стремится к
двигательным
занятиям
(физкультура).

Спортивная одаренность
Любит участвовать
Постоянно
в спортивных играх преуспевает в какоми состязаниях
нибудь виде
спортивной игры

В свободное время
любит играть в
подвижные игры
(хоккей, футбол, и т. д.).

Итоговый
показатель

22

Приложение 3

План работы с одаренными детьми
1.
Изучение интересов и наклонностей детей.
2.
Уточнение критериев одаренности по способностей детей, индивидуальные беседы.
3.
Составление банка данных одаренных детей.
4.
Мониторинг.
5.
Анкетирование.
6.
Собеседование.
7.
Составление банка данных.
8.
Составление плана работы с одаренными детьми.
9.
Подбор материала для занятий (с усложнением), для индивидуальной работы и
конкурсов.
10. Обучение одаренных детей навыкам поддержания психологической стабильности.
11. Групповые и индивидуальные тренинги, семинары в течение года
12. Сбор и систематизация материалов в течение года
13. Работа по индивидуальным планам в течение года
14. Организация конкурсов в течение года
15. Исследовательская деятельность.
16. Дополнительные занятия с одарѐнными детьми, подготовка к презентации,
интеллектуальным играм, конкурсам, консультации по возникшим проблемам.
17. Проведение мероприятий по различным направлениям с одаренными детьми.
18. Работа с родителями (законными представителями) в течение года.
19. Подведение итогов работы Педагогического совета с одаренными детьми.
20. Мониторинг.

24


Наверх

горячая линия

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».